«В Центре Михалкова мне прекрасно работалось». Полина Агуреева рассказала о работе с Центром театра и кино
На счету Полины Агуреевой десятки работ в кино. Среди них фильмы Сергея Урсуляка «Долгое прощание», «Ликвидация», «Исаев», а за роль в сериале «Жизнь и судьба» актриса получила премию «Золотой орёл».
ЧТО ЗНАЧИТ РОДИНА
– Полина, в прошлом году на Зимнем международном фестивале искусств вы как режиссёр-постановщик представили спектакль «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются» – совместный проект с Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Как вам работалось с Никитой Сергеевичем?
– Замечательно работалось! Центр предоставил фестивалю площадку для репетиций. Нас там прекрасно принимали. а мне было удобно вдвойне – я живу рядом.
– На какой же улице?
– Так я вам и сказала. Может, вам ещё и ключи от квартиры дать, где деньги лежат? (Смеётся.) Скажу одно: юго-запад очень люблю.
– Премьера была приурочена к празднованию 80-летия победы советских войск в Сталинградской битве.
– Я пыталась показать войну через одного из героев, через Серпилина (Фёдор Серпилин – комбриг, впоследствии генерал-полковник – один из двух главных протагонистов трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые». – ред.). Пространство, которое мы придумывали с художниками, – это пространство в голове Серпилина. То есть его восприятие войны – маленького, одинокого человека. Я считаю необходимым говорить сейчас о том, что такое Родина. Хочется, чтобы и зритель задал себе вопрос, что для него значит Родина.
О ЖАЛИЛКЕ И СТРАДАНКЕ
– Недавно вы представили премьеру по роману-хронике Николая Лескова о жизни двух священников и дьякона в вымышленном городе. Чем, по-вашему, актуальна сегодня постановка «Соборяне. Картины русской жизни»?
– Роман Лескова в сегодняшних реалиях звучит современно. Потому что противостояние между людьми либеральных взглядов и людьми, отстаивающими традиционные ценности, стало острым. Для меня в настоящий момент это болезненный вопрос, поэтому мне хотелось сделать этот спектакль.
– В спектакле звучит фраза «Вся эта европейская мордва никогда не поймёт русского дьякона», после которой на премьере зал зааплодировал. Неужели настолько большая разница в психологии у нас с Европой, что это противостояние будет всегда?
– Всегда так было! Я про это и хочу сказать. И я не хочу, чтобы глобализация нас накрыла. Я эту сцену называю «Русский обед», потому что там не только идеи Лескова, но и Чехова, и Горького, и других русских писателей. Все они рассказывали об одном и том же. Русские жалилка и страданка не должны исчезнуть, мы этим отличались и отличаемся от других. Я не говорю, что мы, русские, лучше всех. Просто это наши национальные черты. У французов они одни, у немцев другие, у испанцев третьи. А у нас такие. Ещё стоит отметить нашу истовость и страстность.
– Как вы относитесь к поведению деятелей культуры, которые уехали из страны в связи с СВО и желают, чтобы Россия распалась?
– Можно привести слова из Лескова: «Я думаю, это просто измена». А я думаю ещё проще: глупость. Второй вариант, мне кажется, вернее. При этом оголтелость я не люблю с обеих сторон.
ДОСЬЕ
• Полина Агуреева родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде.
• В 1997 году окончила режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Петра Фоменко).
• С 1997 года – актриса театра «Мастерская П. Фоменко».
• В 2003–2007 годах была замужем за режиссёром Иваном Вырыпаевым, у которого снялась в фильме «Эйфория». У пары в 2005 году родился сын Пётр, названный в честь Петра Фоменко.
• С 2013 года замужем за актёром «Мастерской Петра Фоменко» Фёдором Малышевым. Летом 2015 года у них родился сын Тимофей.
• Не раз приезжала выступать с концертами в Донбасс.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ