Новости

В Центре реабилитации инвалидов «Бутово» собаки помогают детям с инвалидностью

В Центре реабилитации инвалидов «Бутово» собаки помогают детям с инвалидностью

Пушистые терапевты: как в ЦРИ «Бутово» собаки помогают реабилитации детей с инвалидностью. 

 «Вита! Вита! Вита!» — с нежностью произносит 13-летняя Света. У девочки тяжелое заболевание и практически отсутствует речь, но имя любимой собаки она запомнила с первого занятия.

По словам мамы Светы, белая хаски принесла много радости в жизнь ребёнка.

В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» реализуются различные программы для детей и подростков с инвалидностью. Но все большую популярность набирают альтернативные методы психологической помощи, когда роль специалиста на себя берут животные, например, собаки. Занятия по канистерапии проводят специалисты проекта «Хаски-парк «Большое приключение». Что это такое и как помогает детям, читайте в нашем материале.

«Сын может обнять собаку, и это чудо для нас»

«Канистерапия — это специальные занятия, основанные на общении с собаками. Собака для ребенка является мотиватором: она стимулирует реабилитанта на активную работу и достижение успеха. В результате данного вида реабилитации у детей развиваются умственные и эмоциональные способности, улучшаются двигательные функции.

Со стороны кажется, что ребята просто играют или гладят собак. Но именно в этот момент при участии канистерапевта ребенок учится управлять собой — своими желаниями, поведением, движением, выражать свои эмоции и даже говорить», — рассказал директор центра Денис Притыко.

Занятия с собаками проходят на специально оборудованной просторной площадке центра. Там можно вдоволь порезвиться с четвероногими друзьями: покидать мяч и побегать. Но некоторым ребятам нужен более спокойный подход. Например, Коля боялся практически всех животных, пока не начал ходить на занятия. Постепенно он подружился с веселым псом Юджином.

Четвероногий, увидев парня, аккуратно кладет передние лапы на его колени. Будто понимает, что нужно быть деликатным, ведь Коля передвигается на инвалидной коляске. «Хочешь его расчесать?» — предлагает канистерапевт Татьяна Хозиева и подает парню специальную щетку.

Коля улыбается и неуверенно проводит щеткой по пушистой шерстке. «То, что вы сейчас видите, — настоящее чудо для нас. Буквально пять лет назад мой мальчик был похож на куклу — никаких реакций, желаний и речи», — рассказывает его мама Виктория Вохлакова.

Центр семья посещает уже много лет. Коля проходит здесь реабилитацию, а его мама Виктория нашла немало друзей. «Это огромная поддержка для нас. Сотрудники всегда и во всем помогают. Раньше у Коли была большая проблема с животными — он их боялся, не воспринимал совсем. А сейчас может даже обнять собаку. Для нас это большой прорыв», — говорит она.

Расческа для любимой Виты

Тем временем Света под руководством специалиста выгуливает любимую Виту по территории. «Мы ходим в этот центр уже 11-й год. Все предложенные занятия очень помогают, мы просто в восторге. Отзывчивые специалисты, индивидуальный подход к каждому человеку — это так важно. Нашим детям, как правило, не хватает общения. Чаще всего они контактируют только с мамой и папой. Поэтому невероятно важен тактильный контакт. Дочь очень радуется, когда гладит собачку. Когда приезжаем домой, Света берет расческу и расчесывает игрушку, как Виту, хотя раньше такого не было», — рассказывает мама девочки Татьяна Сорокина.

Спокойные прогулки сменяются быстрыми играми. Младшие ребята играют с собаками в мяч. Девятилетняя Ангелина заливается смехом, когда хаски целует ее в щеку. «Я обожаю собак! Мечтаю, чтобы родители подарили мне такого питомца. Здесь у меня есть любимица — это Юта. Она милая, красивая и очень любит играть», — рассказывает девочка.

Вылечит пес

Хаски-парк начал сотрудничество с центром в этом году. Специалисты работают как с ребятами из стационара, так и с теми, кто получает услуги в нестационарной форме. По их словам, направление канистерапии зародилось еще во времена Гиппократа, но его официальное существование началось только в прошлом веке. «Было замечено, что если человек с какими-то нарушениями или травмами общается с собаками, то его восстановление идет быстрее. Эта практика потихоньку начала развиваться. Вначале со взрослыми, потом добавлять животных стали в детские дома. В наше время на канистерапевта можно уже отучиться, получить сертификат. Важно понимать, что в этом направлении очень много разных векторов. Все зависит от того, с каким запросом приходит человек», — рассказывает Татьяна Хозиева, клинический психолог, психотерапевт и канистерапевт.

Например, Коле нужна была собака с определенным характером. Только такому животному под силу включить его в процесс. «У нас работают собаки породы хаски и чукотская ездовая. Они очень эмоциональные и непосредственные. Коля нелегко идет на контакт. Но когда приходит такой живой зверь и буквально требует: ну пожалуйста, отреагируй на меня — он включается», — отметила Татьяна.

Когда человек приходит поправить здоровье, например, с проблемами опорно-двигательного аппарата, собака выступает для него в качестве помощника: помогает замотивировать, добавляет свою энергию, желание двигаться. «Например, после инсульта трудно подняться, нет веры в себя. А собака ее добавляет, потому что она всегда верит в человека», — отмечает она.

Хорошо помогает такая терапия детям с посттравматическим стрессовым расстройством, которым тяжело дается контакт с человеком. Четвероногие умеют чудесно контактировать, ничего не прося взамен. Многие дети благодаря собакам начинают говорить, выражать свои чувства.

Фото: УСЗН ЮЗАО

Последние новости