Сергей Газаров: театр Армена Джигарханяна – курс в сторону прогресса
За последний год Театр Армена Джигарханяна достаточно сильно изменился. Его художественный руководитель Сергей Газаров не так давно представил публике новое название - «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна». В минувшие выходные состоялась премьера первого спектакля под началом нового худрука «Балалайкин и Ко» по роману Салтыкова Щедрина. Яркие образы и житейские реалии удивили многих театралов. Корреспондент «За Калужской заставой» узнала у Сергея Газарова о будущем развитии театра, источнике вдохновения и новых постановках.
Сергей Газаров был назначен художественным руководителем театра Армена Джигарханяна в декабре прошлого года. Актеры театра сами попросили Департамент культуры города Москвы об этом. Газарова уже хорошо знали в труппе с 1998 по 2011 год он являлся главным режиссером театра.
- Сергей Ишханович, есть ли скрытый смысл в возвращении старого названия от кинотеатра «Прогресс» и отразится ли это на театре?
– Возвращение к первоначальному названию театра «Прогресс» вовсе не означает, что театр вернется в прошлое. Театр будет прогрессивный. Скоро мы начнем ремонт. Завершены все проектные работы. Все чертежи, эскизы - всё у нас готово. Это будет очень хорошее конкурентное место в Москве, в смысле театральных площадок и не только. На базе здания создадут новое театральное пространство. Тут будут идти не только спектакли, но и творческие лаборатории, мастер-классы, будет кафе, куда можно будет прийти и пообщаться с друзьями и вообще, учитывая, что рядом МГУ, это будет пространство, где будут рады молодежи. После ремонта – наш театр станет моим самым любимым местом на юго-западе Москвы.
- Как появилась идея спектакля «Балалайкин и Ко» на сцене театра?
– Идею поставить Салтыкова-Щедрина я вынашивал давно, лет двадцать, поэтому она во мне росла, зрела и, наконец, я ее воплотил в жизнь. Это пьеса про человека, который найдет выход из любой ситуации, в какую его не поставит жизнь.
- В спектакле использованы необычные декорации. Есть ли среди них знаковые?
– С художником Владимиром Арефьевым три месяца мы создавали сценографию. Главное было обыграть пространство так, чтобы это было концептуально, свежо и глубоко. Эти два огромных деревянных колеса, которые появляются с самого начала спектакля, придумал Арефьев. И я, честно говоря, от них в восторге, как и от работы с этим художником. Перед реализацией задачи он так забросал меня вопросами, что не знал куда от него деться. Эти колеса стали какими-то волшебными, они практически заменили остальные элементы декорации. Они подчеркивают основные смыслы спектакля. Помимо колес, важным элементом декорации являются огромные металлические шары, но я не буду раскрывать их смысл, пусть его разгадает зритель.
- В чем секрет блестящей хореографии артистов?
– По моему замыслу колеса выкатывают артисты. В спектакле задействованы шесть молодых парней – они исполняют роли страхов и сопровождают главных героев на протяжении всего действия. Эти персонажи имеют очень важную функцию – они участвуют в игре и усиливают присутствие главных героев на сцене. Для работы над пластикой я пригласил хореографа Сергея Землянского. В его талантливых руках ребята за короткий срок превратились практически в акробатов.
- Каким будет следующий спектакль?
– Следующим спектаклем на «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна» станет «30-го мая», который я выпущу перед самым Новым годом с Ингой Оболдиной в главной роли. А затем в апреле мы представим зрителю спектакль по Чехову – «Дядя Жорж». Это будет материал, смонтированный из двух пьес: «Леший» и «Дядя Ваня». Серьезная работа, не похожая ни на что, что я когда-либо видел ранее.
- В чем, по Вашему мнению, заключается успех и суть театра?
– Театру важно оставаться в тренде. Для этого достаточно каждый день смотреть в окно и замечать, что там происходит. Так нам всегда говорил мой учитель Олег Павлович Табаков. Тогда художник будет затрагивать актуальные темы, а зрители – еще долго обсуждать между собой его работу. Задача театра - делать зрителя лучше.
В первом спектакле Сергей Газаров пригласил на главные роли двух артистов: Сергея Чонишвили и Сергея Серова. Будет ли дальше Газаров привлекать сторонних артистов покажет время. На вопрос станет ли худрук экспериментировать и приглашать в театр не профессиональных актеров, как это сделал МХАТ, пригласив Ольгу Бузову, ответил Сергей Чонишвили: «Я могу сказать, что Сергей Газаров – прекрасный ученик Олега Табакова. И я уверен через какое-то время он займет его место в театральной среде. Кроме того, даже если у нас в постановках и будут участвовать не профессиональные актеры, то они в скором времени станут профессиональными. Поскольку Сергей Газаров- не только хороший ученик, но и учитель, а также актер, режиссер, менеджер и руководитель».
РЕГИНА АБДРАЗЯКОВА