Результаты проведенных проверок Гагаринской межрайонной прокуратуры соблюдения законодательства при проведении капитального ремонта объектов недвижимого имущества города Москвы
Капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирных домах на территории Гагаринского, Ломоносовского, Академического, Обручевского районов г. Москвы проводится регулярно.
Генеральными подрядчиками выступали различные хозяйствующие субъекты, в том числе государственные бюджетные учреждения.
Фонд капитального ремонта города Москвы (далее по тексту – ФКР Москвы), выполняя обязанности регионального оператора, проводит отбор подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в порядке и на условиях, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту…».
Департамент капитального ремонта города Москвы является уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций (далее по тексту- РКПО) и проводит предварительные отборы, по результатам которых формируется РКПО, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На Управление «Контрактная служба» ФКР Москвы возложены функции по организации и проведению конкурсных процедур на заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории города Москвы среди организаций, включенных в РКПО. Территориальные управления ФКР Москвы указанными полномочиями не обладают.
Проведенным межрайонной прокуратурой проверками установлены факты проведения капитального ремонта по проектной документации, которая в установленном порядке заказчиком не принята.
Так, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы (далее по тексту – ФКР г. Москвы) и ООО «СК-38» заключен договор на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 79.
В дальнейшем между ФКР г. Москвы и ООО «Лэндстрой» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, в соответствии с которым генеральный подрядчик приступил к проведению работ. При этом проектная документация на капитальный ремонт многоквартирного дома согласно акту приемки выполненных работ комиссией принята только лишь спустя 2, 5 месяца.
Проведенной проверкой установлены нарушения при разработке проектной документации по капитальному ремонту многоквартирного дома, которые впоследствии были приняты комиссией, в том числе заказчиком.
Так, в проектной документации по архитектурному решению в нарушение СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», утвержденных Постановлением Госстроя РФ 11.06.1999 № 45, применены неверные расчетные характеристики температур для расчета ограждающих конструкций (- 28°С вместо – 25°С), системы отопления (- 28°С вместо – 25°С), теплого (- 26,3 °С вместо + 26 °С ) и холодного (- 28°С вместо – 25°С) периодов года. Продолжительность отопительного периода определена в 214 суток вместо 205 установленных.
Технико-экономические показатели многоквартирного дома в пояснительной записке к проектной документации не соответствуют техническому паспорту дома.
Техническое заключение о состоянии строительных конструкций и инженерных систем указанного жилого дома, подготовленное ООО «СК-38», также содержит недостоверную информацию о технических характеристиках существующих инженерных систем многоквартирного дома.
При разработке проектной документации допущены многочисленные факты несоответствия проектной документации техническим характеристикам инженерных систем.
В техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, утвержденном заместителем генерального директора ФКР г. Москвы, подрядчику предписано использовать в работе строительные и отделочные материалы, конструкции и оборудование российского производства, за исключением случаев, когда необходимая продукция не имеет отечественных аналогов или применение продукции иностранного производства имеет технико-экономическое обоснование.
Проверкой установлено, что подрядчиком в процессе проведения капитального ремонта использовались материалы иностранных производителей таких как р. Беларусь, Италия, Германия и др.
Следует отметить, что указанные производители были указаны в проектной документации, подготовленной ООО «СК-38», которая в свою очередь без нареканий со стороны заказчика (ФКР по г. Москве) была принята. Так, проектной документацией по отоплению, горячему и холодному водоснабжению предусматривалась установка кранов шаровых фланцевых, задвижек чугунных фланцевых, ручных балансировочных клапанов торговой марки «Danfoss», производитель «Effebi S.p.A» Италия.
Более того использованные материалы имеют широкий спектр отечественных аналогов, технико-экономическое обоснование использования именно этих материалов исполнительская документация не содержит.
Проведенной проверкой установлены нарушения прав собственников помещений, проживающих в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Пунктами 5, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, определено, что в состав общедомового имущества, в том числе включаются:
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования.
Так, в соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Обручева, д. 11, к. 3, ЖСК «МГУ № 3» переданы полномочия по оказанию услуг и выполнению работ по управлению многоквартирным домом, по предоставлению коммунальных услуг собственникам, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в том числе по контролю за его
использованием. Для реализации переданных полномочий собственниками помещений учреждению в соответствии с договором на управление многоквартирным домом переданы соответствующие инженерные сети.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Проведенной проверкой установлено, что в процессе выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме генподрядчиком осуществлялось использование систем холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения. При этом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме об использовании указанных инженерных систем не проводилось, соответствующее решение не принимались.
Более того, в соответствии с договором на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенного между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и генеральным подрядчиком, затраты, связанные с обеспечением генерального подрядчика электроэнергией, теплом, водой бытовой и питьевой, канализацией, связью и иными ресурсами при капитальном ремонте, включены в стоимость работ на объекте. Локальной сметой на капитальный ремонт многоквартирного дома указанные затраты также включены в стоимость выполняемых работ (накладные расходы).
Частями 9.1, 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, оплата потребленных в процессе выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома коммунальных ресурсов (водоснабжение и водоотведение), несмотря на условия договора, с учетом показаний общедомовых приборов учета осуществлялась собственниками помещений, при этом они свою обязанность по внесению взносов на
капитальный ремонт в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ выполнили.
Указанные нарушения жилищного законодательства привели к дополнительным расходам собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, что со стороны жилищно-строительного кооператива недопустимо.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ГБУ г. Москвы «Жилищник Гагаринского района», ЖСК «МГУ-3», ЖСК «Рязань», ЖСК «Титан-5», ООО «ДЭЗ Обручевского района», которые отражены в представлениях об устранении нарушений жилищного законодательства, внесенных межрайонным прокурором в адрес руководителей указанных хозяйствующих субъектов.
Гагаринский межрайонный прокурор г. Москвы
Д.В. Юдин