Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы разъясняет законодательство о противодействии экстремизму
Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности определены Федеральным законом № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее – Закон).
В соответствии со статьей 1 Закона экстремистской деятельностью признаются:
· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
· воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и т.д.
Статья 3 Закона выделяет 2 основных направления противодействия экстремистской деятельности:
· принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
· выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Субъектами противодействия экстремистской деятельности являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти, органы местного самоуправления. При этом полномочия по профилактике и противодействию экстремизму, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, они обязаны осуществлять в приоритетном порядке.
Данным Законом прокурору также предоставлен ряд полномочий в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
Так, статьей 6 Закона прокурору предоставлено право объявления предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам при наличии достаточных и предварительно
подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
Статьей 7 Закона предусмотрена возможность вынесения прокурором предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций.
Если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
В случае распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности, в соответствии со статьей 8 Закона прокурор имеет право выносить письменное предупреждение учредителю или главному редактору средства массовой информации о недопустимости таких действий.
Если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 10 Закона, обратившийся в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности прокурор (федеральный орган) вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.
Статьей 16 Закона установлен запрет на осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения несут организаторы публичных мероприятий.
Участникам публичных акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для
причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
П.Ф.Кобзарев